{Развернуть все...}
BPM CBOK (Business Process Management Common Body of Knowledge) — свод знаний по управлению бизнес-процессами, в котором описаны принципы и методологии процессного подхода к управлению компаниями.
Несмотря на то, что значительная часть материала, по моему мнению, схожа с набором плакатов и лозунгов для «первомайской демонстрации», в издании можно почерпнуть много полезного в части организации, внедрения и управления бизнес-процессами. В статье выполнена попытка в сжатом виде описать основные концепции и активности в области BPM, представленные в своде знаний.
Кроме того в формате Archimate представлена модель знаний о BPM, которая поможет в графическом виде представить описанные в BPM CBOK концепции, методики и активности. Принципы использования артефактов Archimate для представления моделей знаний описаны в статье Модель знаний о требованиях.
В BPM CBOK управление бизнес-процессами описывается как концепция управления, увязывающая стратегию и цели организации с ожиданиями и потребностями клиентов путем соответствующей организации сквозных процессов BPM сводит воедино стратегию, цели, культуру и организационную структуру, роли, политики, нормативы, методологии и программные средства для:
{+...}
Эффекты от внедрения BPM представляется как перечень возможностей:
{+...}
Области знаний BPM, сгруппированных по уровням:
{+...}
{+...}
{+...}
Три точки зрения на область управления процессами:
{+...}
Ключевые принципы BPM:
{+...}
{+...}
Моделирование процессов — набор компетенций и процедур, который позволяет понимать, обсуждать, измерять основные компоненты бизнес-процессов и управлять ими. В разработке моделей принимает участие множество ролей: эксперты, руководители подразделений, финансовые аналитики, аудиторы, специалисты по управлению рисками, специалисты по эффективности, системные аналитики и др.
Цель моделирования — разработать представление процесса, точно и полно описывающее процесс исходя из поставленной задачи.
Для согласованного по форме и содержанию понимания моделей процессов применяются стандартизированные наборы символов и определяющие набор правила — нотацию. В BPM CBOK рассмотрены области применения широко используемых нотаций: BPMN 2.0, Дорожки, Блок-схемы, EPC, UML, IDEF0, карты потока создания ценностей, цепочки создания ценностей, SIPOC, системная динамика.
Результатом моделирования является модель — упрощенное представление сущностей, идей или действий. В BPM разрабатываются процессные модели. В зависимости от точки зрения модель может разрабатываться с разной степенью детализации (на разных уровнях детализации — уровнях процессной модели). Пример процессной модели:
{+...}
Основные подходы к моделированию:
{+...}
Для целей моделирования производится сбор информации. Способы сбора информации о процессе:
{+...}
В моделировании могут применяться фреймворки (например, FEAF, MODAF, DoDAF, TOGAF) и референтные модели (например, SCOR), позволяющие использовать общеупотребительные способы описания процессов и облегчить проектирование процессов и их сравнительный анализ.
Моделирование может проводиться различными средствами: от доски или ватмана до специализированного ПО BPM. Для понимания процессов в динамике проводится имитационное моделирование, позволяющее воспроизводить различные сценарии, уровни нагрузки и другие условия на существенных объемах данных.
Анализ процессов нацелен на достижение единого понимания текущего состояния процесса и того, насколько он соответствует целям организации в текущей бизнес-среде.
Цель анализа — оценить, на сколько эффективно бизнес достигает своих целей. Анализ дает информацию о процессе и бизнес-среде, необходимую для оценки выполняемых действия и для принятия обоснованных решений: понимание стратегии, целей и задач организации; бизнес среда и контекст процесса; место процесса в рамках других кросс-функциональных процессов, а так же вклад в общую цепочку создания ценности; входы и выходы процесса, поставщиков и потребителей, роли в процессе; оценка масштабируемости и потребления ресурсов; бизнес-правила; цели для мониторинга эффективности и перечень возможностей для повышения качества или производительности.
Инициировать анализ могут события:
{+...}
Активности, выполняемые в анализе процессов:
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
Ключевые факторы успеха анализа:
{+...}
Проектирование процессов — это разработка спецификаций бизнес-процессов в контексте целей бизнеса и целевых показателей эффективности процессов.
Результатом проектирования является процессная модель бизнес-процесса «как будет»- спецификации нового или модифицированного бизнес-процесса, увязанные со стратегией и целями организации, бизнес-целями и целевыми показателями процесса, целевыми показателями эффективности, а так же компьютерными приложениями, технологическими платформами, источниками данных, финансовым и операционным контролем — как логическая модель (какие действия выполняются), так и физическая (как выполняются действия). Под результатом может пониматься что угодно, но важно, чтобы желаемый результат был измеримым.
Зачем проектировать процессы: эффективные изменения основаны на процессном взгляде на деятельность и понимании того, что реально представляют собой процессы компании. Чтобы достичь такого понимания, команды внедрения изменений начинает с создания модели бизнеса «как есть» и изменения планируются как переход к модели «как будет».
Основные аспекты, связанные с процессными моделями:
{+...}
{+...}
Процесс - сочетание всех действий, требуемых для достижения цели, получения результата, продукции или услуги, вне зависимости от того, где они выполняются, и необходимого обеспечения. Действия, показанные в контексте их взаимосвязей, образуют последовательность или поток. Определение процесса, принятое в ABPMP: Процесс – это набор функций, выполняемых в определенной последовательности для создания ценности для потребителя.
Поток работ - набор действий, выполняемых одним бизнес-подразделением, включающий работу в одном или нескольких процессах. Такая работа структурируется исходя из требований производительности. Поток работ изображается в виде потока, связывающего каждое действие с остальными, выполняемыми бизнес-подразделением.
Каждое подразделение выполняет действия, относящиеся к нескольким процессам. Выполняемые каждым подразделениям действия (потоки работ) группируются по типу выполняемой работы. Структура «процесс-подразделение-поток работ» - необходимо принимать как данность и для краткости называть ее просто «процесс».
Отправная точка для проектирования: проектирование процесса начинается с изучения того, как бизнес работает сегодня – что он делает, где, как и зачем. Собранная информация позволит:
{+...}
Активности, выполняемые в процессе проектирования:
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
Управление эффективностью процессов - формализованный и плановый мониторинг исполнения процесса и контроль результатов процесса с целью оценки результативности и производительности. Управление эффективностью процессов включает в себя как понимание того, что измерять, так и понимание того, как измерять.
Термин «Управление эффективностью процесса» означает руководство текущей деятельностью на процессном (кросс-организационном) уровне и уровне потоков работ внутри подразделения. В контексте BPM термин означает:
{+...}
что в свою очередь подразумевает состав активностей:
{+...}
При переходе с уровня процесса на уровень потока работ меняется контекст и уровень мониторинга.
Триединая проблема контекста, ценности и угла зрения:
{+...}
Эффект от измерения эффективности процессов:
{+...}
Эксперты менеджмента и управления качеством от Эдвардса Деминга (W. Edwards Deming) до Питера Друкера (Peter Drucker) провозгласили: «Управлять можно только тем, что можно измерить».
Факторы, определяющие эффект от измерения эффективности процессов:
{+...}
Цель управления эффективностью процессов — доведение до совершенства того, что следует делать (не просто того, что делаем сейчас).
Характеристики активностей по управлению эффективностью процессов:
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
Эффективность процесса — измерение определенных операционных характеристик, заданных KPI, стандартами, трудовыми соглашениями, финансистами, передовым опытом, ISO и т.д., в ходе проведения которого компания анализирует один или несколько процессов и взаимодействие между ними и сравнивает их эффективность с заданными критериями.
Измерение — количественная оценка данных или набора данных, удовлетворяющая требованиям стандарта или качества, например: точность, полнота, непротиворечивость и пр.
Базовые характеристики измерения:
{+...}
Индикатор — представление измерения или метрики или в интуитивно понятной форме или заданным целевым значением, например, цветовым индикатором.
{+...}
{+...}
Метрика — количественная мера заданного атрибута системы, компонента или процесса - производное значение, получаемое из результатов измерения путем экстраполяции или математической обработки. Включают:
{+...}
Что необходимо измерять:
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
Аспекты измерения эффективности:
{+...}
Активности в управлении эффективностью:
{+...}
{+...}
{+...}
подводные камни для принятия решения:
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
Основные аспекты развития способности измерять эффективность:
{+...}
{+...}
Рекомендации для достижения успеха в управлении эффективности:
{+...}
{+...}
{+...}
Процессная трансформация — описывает изменения процессов от планирования до внедрения. Рассматриваются различные методологии совершенствования процессов, перепроектирования и реинжениринга, а так же задачи внедрения, контроля качества, запуска и оценки новых процессов.
Цель процессной трансформации — найти лучший способ выполнения работы в рамках процессов, а так же инновации и творческое применение новых бизнес-идей, методов, технологий и т.д.
Принципы процессной трансформации:
{+...}
{+...}
Активности процессной трансформации:
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
Оставаться в оптиуме:
{+...}
Процессная организация - роли, обязанности и структура подчиненности, обеспечивающие реализацию процессного подхода в организации. Процессно-ориентированная организация – это организация, структура, управление и показатели которой строятся вокруг ее основных бизнес-процессов.
Изменения в процессно-ориентированном предприятии:
{+...}
Основные аспекты процессной организации:
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
Роли в процессном управлении:
{+...}
{+...}
Регулирующие органы в процессной организации: с ростом уровня процессной зрелости возникают вопросы интеграции: различные процессы должны соединяться в единую согласованную структуру, чтобы организация была способна стабильно создавать ценность для потребителей, в связи с чем организация должна выработать новые механизмы планирования, бюджетирования и выделения ресурсов, чтобы процессы были обеспечены ресурсами, интегрированы и согласованы со стратегическими целями. Чтобы программы усовершенствования кросс-функциональных процессов были успешными, у организации должен быть определенный орган, выполняющий функции регулятора, то есть обеспечивающий руководство и четкие правила принятия решений:
{+...}
{+...}
Процессное регулирование: не существует какой-то единой, стандартной, повсеместно используемой структуры процессного регулирования. Согласно исследованию, компании, которым удалось получить эффект от ERP, использовали следующие прогрессивные подходы:
{+...}
Управление процессами - управление портфелем процессов, обеспечивает соответствие корпоративной стратегии или стратегии бизнес-единицы и включает в себя методы оценки инициатив. Данный раздел BPM включает рассмотрение средств и методов оценки уровня процессной зрелости, а также областей деятельности, способствующих повышению этого уровня. Управление процессами предприятия – это применение принципов, методов и процессов BPM к конкретному предприятию. EPM:
{+...}
Основные аспекты управления процессами:
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
Аспекты перехода к управлению процессами предприятия: один из ключевых стимулов для перехода к процессному взгляду и для выработки процессного подхода к управлению изменениями и повышению качества и эффективности является устранение ущерба, наносимого суммированием мелких изменений, накапливаемых в процессах предприятия; аспекты включают:
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
Активности по управлению процессами:
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
Процессный офис и его роль:
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
Технологии BPM - широкий спектр существующих технологий, обеспечивающих планирование, проектирование, анализ, исполнение и мониторинг бизнес-процессов.
Среда BPM, опирающаяся на BPMS, обладает многими преимуществами, но главные из них три:
{+...}
Технологии BPMS:
{+...}
{+...}
где технологии:
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
{+...}
Как добиться эффекта от технологий BPM:
{+...}
Активность по регулированию использования BPMS: регулирование – это компромисс между контролем и гибкостью; потребность в контроле при использовании BPMS возрастает, но при этом сильной стороной BPMS является скорость изменений, что подразумевает минимум контроля
{+...}
{+...}
{+...}
Перспективы технологий BPM:
{+...}
{+...}
{+...}